Детский сад № 39 х. Ударный

Практики субьектности

Практики субъектности

 Главным требованием современного общества является воспитание человека как уникальной, успешной личности. Формирование личности не представляется возможным без развития у нее субъектности.

Субъектность — это способность человека преобразовывать свою жизнь, реализовывать поставленные цели, контролировать и оценивать свои действия и поступки, управлять ими.

В психологии под субъектом понимают индивида или группу как источник познания и преобразования действительности. Само понятие «субъект» произошло от латинского слова «subjectus», что в переводе означает «лежащий внизу, находящийся в основе». В начале своего жизненного пути ребенок является не субъектом деятельности, а всего лишь ее носителем. Однако по мере развития и овладения определенным видом деятельности он становится субъектом.

Чтобы ребенок успешно развивался как личность, необходимо наличие соответствующих условий. Это благоприятная обстановка в семье, возможности для личностного роста и развития, хорошо организованная система обучения и воспитания и самое главное — интерес и желание самого ребенка. Иными словами, у ребенка должна появиться мотивация к самосовершенствованию и саморазвитию, активному участию в общественно полезных видах деятельности, то есть должны сформироваться субъектные качества. Таким образом, приоритетная задача современной системы воспитания — это развитие у ребенка субъектности по отношению к себе, своим поступкам и действиям, а также к обществу.

Субъектность характеризуется наличием у человека таких качеств, как активность, осознанность, ответственность, рефлексивность, креативность, дисциплинарность, самостоятельность в принятии решений, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Субъектность проявляется в деятельности, познании и общении. Высший уровень развития субъектности — это активная творческая деятельность.

Субъектность ребенка отражает его возможности по достижению общеобразовательных целей и решению конкретных задач, поставленных педагогом. Процесс становления субъектности у ребенка тесно связан с процессом становления собственного «Я» ребенка. Факторами становления у ребенка субъектности могут выступать разрешения противоречий между требованиями взрослого и возможностями и способностями ребенка, а также между стремлением ребенка быть взрослым и оценкой его поведения со стороны окружения. Главное условие разрешения этих противоречий — это личная активность ребенка, его потребность быть признанным обществом.

Для воспитания и развития субъектности у детей необходимо наличие и соблюдение следующих условий.

Первое условие — это организация общения, т. е. субъектом может быть тот человек, который постоянно находится в отношениях субъектности с другими людьми. Так, если родители или педагоги относятся к ребенку лишь как к объекту воспитания, то это значительно снижает шансы ребенка обрести субъектность.

Второе условие — это организация соответствующей деятельности. Ребенок должен находиться в пространстве такой деятельности, в которой будет возможна самореализация и саморазвитие, которая будет требовать от ребенка проявления ответственности и самостоятельности в принятии решений.

Третье условие — это то, что субъектность может быть реализована на трех социокультурных уровнях: уровень выбора ценностей, уровень собственного содержания деятельности, ее общественной формы (наука, искусство и др.), уровень технологического содержания деятельности (знания, умения и навыки).

Становление успешной личности неосуществимо без развития субъектности, поэтому в современном мире приоритетной задачей становится отождествление ребенка как субъекта жизнедеятельности. Грамотный подход к воспитанию субъектности у детей создает благоприятные условия для стимулирования их внутренних побуждений к творческой активности и дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.

Таким образом, субъектность — это важное условие формирования успешной личности. Ведь именно субъектность как свойство личности выступает в качестве интегративной функции, олицетворяя ценность человека как деятеля.

Субъектность человека проявляется в его деятельности, общении, стремлении к самопознанию. Наиболее ярко субъектность проявляется в процессах целеполагания и не возможна без свободы личности.

Педагогика рассматривает данное понятие как наиболее личностную характеристику сознания. Под субъектностью дошкольника понимаются особенности его восприятия самого себя и окружающего мира, которые связаны с осознанием себя как субъекта деятельности.

В момент перехода ребенка из раннего возраста в младший дошкольный становление субъектности происходит как раз в предметно-игровой деятельности. В этом возрасте игра выступает ведущим видом деятельности и включает в себя взаимодействие ребенка со взрослым и элементарное ролевое поведение. Эти два направления деятельности не всегда удается совместить, поэтому разработаны специальные рекомендации по реализации игры с детьми с учетом их личностных особенностей.

Что должно происходить в дошкольном возрасте, чтобы ребенок смог развить свою субъектность?

С ребенком надо именно жить, вовлекать его в то, что вы делаете, своим примером показывать ему инициативность, обустраивать для него ту ситуацию, в которой он будет активен.

По данным исследований, помимо когнитивных умений, детям очень важен опыт умных эмоций, познавательной радости. Им нужна возможность рисковать и делать это в безопасной среде.

Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем.

В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник — это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.

Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности.

И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развит ребенок. Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут:

• интерес к деятельности;

• избирательное отношение к разным видам деятельности;

• инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;

• самостоятельности выбора и осуществления деятельности, в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности.

Т. о. субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.

В то же время парадокс детства состоит в том, что субъектность ребенка, о которой могли бы позаботиться родители, для них желанна, но очень неудобна. Развитие субъектности требует родительского времени: позволить детям делать что-то самим — это очень долго, инициативность — это сложно, проще иметь дело с ребенком, который ее не проявляет. Субъектность обходится родителям «дорого»: она требует от взрослых внимания, больших эмоциональных затрат, глубокого интереса к жизни ребенка. Но оно того стоит….

Родителям и дошкольным организациям приходится балансировать между инициативностью как приоритетом и безопасностью как приоритетом. Проще говоря, разрешить шагнуть в лужу или одернуть?

Также специалисты предлагают родителям отказаться от слова «мы» во всех ситуациях, где в качестве субъекта выступает ребенок, не использовать этот бесконечный ряд излюбленных родительских фраз от «мы покушали/погуляли/испачкались» до «мы сдаем ЕГЭ». И следующий шаг: спрашивать мнение ребенка, отделяя себя от него. «У меня есть жизнь, и у тебя есть жизнь. Мы разные личности. Поэтому мне важно знать, что тебе интересно, что тебе нравится, чего ты хочешь. Скажи мне, что ты об этом думаешь?»

Как вариант для дружеского эмоционального и интеллектуального общения в детском саду можно использовать в режиме дня утренний сбор («Утренний круг»), который устанавливает атмосферу доверия для общения.

Одной из составляющих «Утреннего круга» является «сбор – обмен» информацией (идеями, новостями). В него входят:

• Фокусированный обмен идей - ТРИЗ (как уладить конфликт, разработка новых правил, как украсить группу …);

• Обсуждение тем, интересных детям: «Моя семья», «Моя любимая сказка», «Мой друг», «Моё любимое занятие», «Моя коллекция»…

• Личные новости: как прошёл вечер, что интересного произошло утром, какие полезные поступки (приятные) вы сделали вчера…

• «Мечталки»

• Дискуссии и исследования: «Что мы еще должны рассмотреть?», «Почему это произошло таким образом? », «Какой вариант лучше, первый или второй? » или «Кто не согласен с этим решением? Как оно будет осуществляться?» рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает»;

• Обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует/ сколько дней осталось до ближайшего дня рождения/что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе). Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня».

К образовательным результатам Утреннего сбора можно отнести способность ребенка:

• Высказывать свое отношение;

• Комментировать свои действия;

• Задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта;

• Присваивать полученную в простой форме информацию;

• Совершать на элементарном уровне действия по обработке информации: сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения;

• Делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы;

• Высказываться в связи с высказываниями других;

• Устанавливать контакты;

• Поддерживать разговор;

• Сотрудничать (со взрослыми и детьми разного возраста) в предложенных формах.

Таким образом, грамотный подход к воспитанию субъектности у детей создает благоприятные условия для стимулирования их внутренних побуждений к творческой активности и дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.

Субъектные отношения могут и должны развиваться с помощью культурных практик. То есть, определённых видов самостоятельной деятельности детей.

Способы проявления инициативы и самостоятельности ребенка в различных культурных практиках

культурная практика (вид детской деятельности)

проявление самостоятельности

проявление инициативы

взаимодействие ребенка и взрослого

игровая

Поиск партнера по игре, придумывание новых правил, замещение известных предметов для игр. Развитие эмоциональной насыщенности игры, как способ развития нравственного и социального опыта.

Развитие желания попробовать новые виды игр с различными детьми в разных условиях, игровых центрах. Использование режиссерских и театрализованных игр.

Использование ролевой игры, как способ приобщения к миру взрослых. Взрослый – партнер по игре без которого нельзя обойтись для усвоения социального опыта.

экспериментирование

Поиск не одного, а нескольких вариантов решения вопросов. Использование в деятельности различных свойств, предметов и явлений

Желание придумать новый образ, способ решения поставленной задачи.

Участие ребенка в создании предметно-развивающей среды для формирования новообразований психики ребенка.

продуктивная

Создание оригинальных образов, проявление эмоциональных выражений. Придумывание поделки по ассоциации.

Ознакомление со свойствами предметов на новом уровне.

Развитие дивергентного мышления. Формирование партнерских отношений с взрослым.

проектная деятельность

Поиск нестандартных решений, способов их реализации в культурной жизни ребенка.

Поиск нового способа познания мира. Развитие интереса к различным явлениям детской жизни.

Развитие взаимодействия с педагогом и членами семьи на новом уровне. Познание окружающей действительности происходит с помощью взрослого и самим ребенком в активной деятельности.

манипуляция с предметами

Развитие внутренней взаимосвязи между мышлением, воображением, произвольностью и свободой поведения.

Поиск новых способов использования предметов в игровой деятельности

Взрослый рассматривается как основной источник информации.

трудовая

Воспроизведение конкретных трудовых действий в группе, на участке для прогулок.

Проявление интереса к труду, наблюдение за трудом, участие в трудовой деятельности. Предложения различных способов организации труда.

Совместный труд со взрослым и детьми. Необходимое речевое общение с другими детьми, проявление сопереживания, сочувствия и содействия.


11 ноября 2024 в 13:45

Прикреплённые файлы:

Документ: Практики субьектности

Описание файла:

Файл называется: sovmestnaja-dejatelnot-uvsk1_ih33a.pdf

Это официальный файл организации «Детский сад № 39 х. Ударный», в нём содержится Практики субьектности.

Размер файла: 1,79 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.